Государственный кадастр недвижимости представляет собой систему регистрации и учета прав на недвижимое имущество и земельные участки. Его роль заключается в обеспечении прозрачности и надежности сделок с недвижимостью, а также в упрощении процедуры их регистрации и защите прав собственников. Познакомьтесь с тем, почему государственный кадастр недвижимости является важной составляющей рынка недвижимости и зачем он важен для каждого гражданина.
Государственный кадастр недвижимости – это система регистрации и учета всех объектов недвижимости на территории государства. Его основная задача заключается в обеспечении прозрачности и законности оборота недвижимости, а также предоставлении актуальной информации о правах на недвижимость всем заинтересованным лицам.
Государственный кадастр недвижимости позволяет определить статус и характеристики каждого объекта недвижимости, включая площадь, адрес и права на него. Эта информация необходима при проведении сделок с недвижимостью, разрешении спорных вопросов и реализации государственных проектов, связанных с использованием земельных участков и зданий.
Куда подать документы и сколько времени занимает постановка на учет
Регистрацией недвижимости и земельных участков занимается Росреестр. Если вы хотите подать документы лично, обратитесь в Росреестр или МФЦ. Важно отметить, что для обращения в МФЦ не требуется прописка заявителя или расположение объекта. Документы и заявления также можно подать онлайн через сайт Госуслуг или Росреестра. При этом необходима усиленная электронная подпись для подтверждения личности.
Ставка на кадастровый учёт является бесплатной процедурой, но для регистрации права собственности требуется оплата госпошлины.
Место подачи документов | Максимальная продолжительность процедуры |
---|---|
Росреестр (личное обращение) | 10 рабочих дней |
МФЦ (личное обращение) | 12 рабочих дней |
Государственные услуги или Росреестр (онлайн) | 12 рабочих дней |
Обратите внимание, что указанные сроки являются максимальными и могут различаться в зависимости от конкретной ситуации.
Чем является кадастровая стоимость
Подсчет кадастровой стоимости
Кадастровую стоимость определяют для разных целей:
- Налогов — на имущество и землю, НДФЛ и на прибыль при продаже недвижимости.
- Арендной платы, если арендные платежи рассчитываются от кадастровой стоимости.
- Возможной цены продажи объекта.
- Штрафов, например, за ненадлежащее использование земли.
- Государственной пошлины при наследовании недвижимости.
Факторы, влияющие на кадастровую стоимость
Кадастровая стоимость зданий и сооружений зависит от разных факторов, таких как:
- Площадь объекта.
- Исходные материалы.
- Год постройки здания.
- Состояние объекта.
Кадастровая стоимость участка также определяется по нескольким факторам:
- Площадь земельного участка.
- Месторасположение.
- Разрешенное использование.
- Наличие коммуникаций.
Личный государственный кадастр недвижимости: в чем суть и почему это нужно?
Важные моменты о государственном кадастре недвижимости:
- Кадастры различаются по назначению, структуре и территориально-правовой принадлежности.
- Государство использует кадастры для начисления налогов и систематизации информации об объектах.
- Каждый новый объект или объект, который претерпел изменения, должен быть зарегистрирован в кадастре.
Чтобы зарегистрировать недвижимость в кадастре, требуется подготовить определенный пакет документов и подать заявление в МФЦ. Росреестр уточняет, какие документы необходимы. С 1 января 2017 года кадастровый паспорт перестал выдаваться, зато можно получить выписку из ЕГРН с описанием объекта.
Официальный телеграм-канал государственного кадастра недвижимости собирает информацию о текущих вопросах и новостях в этой области. Количество подписчиков канала на данный момент составляет 59 717 человек.
Что такое кадастровый учет
Основная цель кадастрового учета состоит в том, чтобы систематизировать и организовать данные о недвижимости на уровне государства. В результате этого процесса государство получает полную и достоверную информацию об каждом объекте недвижимости. Благодаря этому, становится возможным упрощение процедур ведения гражданско-правовых отношений, повышение эффективности государственного управления и улучшение взаимодействия с гражданами и организациями.
Как поставить недвижимость на кадастровый учет
Есть несколько случаев, которые требуют постановки недвижимости на кадастровый учет:
- При строительстве нового объекта недвижимости.
- В случае внесения существенных изменений в планировку, этажность, площадь и другие характеристики существующего объекта.
Кадастровый учет возможно осуществить одновременно с регистрацией права собственности на объект или отдельно от нее. В первом случае, процесс регистрации права собственности включает в себя также и проведение кадастрового учета. Однако в некоторых ситуациях, когда нужно зафиксировать изменения, кадастровый учет возможно провести отдельно от регистрации права.
Пример использования кадастровой стоимости на примере «Секрета»
В данном случае, юрист Максим Денисов рассказывает о возможности оспорить кадастровую стоимость недвижимости. Он подчеркивает важность осведомленности предпринимателей о процессе оценки и возможности его оспаривания в случае несогласия с результатами.
Нюансы государственных кадастров в России:
- Водный кадастр. В нем включены подземные и надземные воды, а также разрешенные способы использования этих ресурсов.
- Кадастр лесных участков. В данном реестре отражаются специфические характеристики процесса вырубки древесины и предназначение лесных ресурсов страны.
- Кадастр земельных участков. Он предоставляет информацию о качестве и параметрах земель, а также регистрирует собственников участков.
- Кадастр недвижимости. Этот реестр регулирует правила использования объектов недвижимости.
- Кроме того, имеются кадастры для особых охраняемых земельных объектов, территорий для размещения отходов и промышленных предприятий.
Термин «кадастр» возник во времена древнего Рима и происходит от латинского слова «caput» — «печатный предмет» или «регистр душ». Корни кадастровых работ можно отследить даже в Древнем Египте, где уже велась перепись населения и учет земли, подлежащей налогообложению. Со временем кадастр превратился из книги списков земель, подлежащих налогообложению, в систематизированную электронную базу данных.
Таким образом, кадастр представляет собой важный инструмент, содержащий основные характеристики каждого объекта: площадь, назначение, стоимость и другие параметры. Каждый объект имеет уникальный кадастровый номер. Информация из кадастра является основой при продаже недвижимости и имеет большое значение при определении налоговых и арендных ставок для земельных участков.
Приостановка кадастрового учета
При приостановке кадастрового учета владелец имеет возможность исправить обнаруженные процедурные ошибки или недоработки в представленных документах в определенный срок. После исправления всех нарушений и уведомления кадастрового органа процедура государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав возобновляется.
Ход приостановки и возобновления кадастрового учета
- Обнаружение нарушений или несоответствий в постройке, представленных документах или других требованиях законодательства.
- Временная приостановка процесса кадастрового учета.
- Уведомление владельца имущества о причинах приостановки и предоставление срока на устранение несоответствий.
- Исправление ошибок или недоработок, указанных в уведомлении, и представление соответствующего уведомления кадастровому органу.
- Необходимо следить за новостями о возобновлении процедуры государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав.
Важно быть в курсе событий
Для владельцев недвижимости, которым предстоит проходить процедуру государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав, важно быть в курсе последних новостей в этой области. Изменения в законодательстве или введение новых нормативных актов могут повлиять на требования и процедуры, связанные с учетом и регистрацией.
Чтобы быть в курсе всех обновлений, рекомендуется подписаться на рассылку кадастровых учреждений или других специализированных источников информации.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Возможность проверить наличие учета недвижимости
Информация о недвижимости online
Первый и, пожалуй, наиболее удобный способ проверить, стоит ли дом на кадастровом учете — это воспользоваться сайтом Росреестра.
В разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн» можно узнать, есть ли объект недвижимости на учете или нет. Этот режим поможет вам быстро получить информацию о кадастровом учете объекта недвижимости.
Выписка из ЕГРН с личными данными владельцев
С 1 марта 2025 года можно получить выписку из ЕГРН с личными данными владельцев только при наличии их согласия. Чтобы получить выписку с персональными данными, необходимо относиться к ограниченному кругу лиц — владельцу, его супруге/супругу, совладельцам, собственнику смежного участка (в случае необходимости выписки по земле), залогодержателю, арендатору, арендодателю и другим лицам в более редких случаях.
Если собственник решит не скрывать информацию о себе, любой человек сможет запросить данные об объекте – о квартире, доме или земельном участке.
Оформление постановки на кадастровый учет: необходимые документы
Процедура постановки объекта на кадастровый учет описана в законе «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ. Для этой процедуры вам потребуются определенные документы.
Список документов, необходимых для кадастрового учета:
- Межевой план;
- Утвержденная карта-план территории, созданная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
- Технический план;
- Акт обследования;
- Иные документы, указанные в федеральном законе, а также иные документы, подтверждающие факт наличия, возникновения, перехода, прекращения права или ограничения права и обременения объекта недвижимости.
Необходимо обратить внимание на требования к документам, предусмотренным в статье 21 Федерального закона № 218-ФЗ:
- Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если это не предусмотрено Федеральным законом, вид регистрируемого права;
- В случаях, определенных законодательством Российской Федерации, документы должны быть нотариально удостоверены, иметь печати и соответствующие подписи сторон или должностных лиц, указанных в законодательстве Российской Федерации;
- Тексты документов на бумажном носителе должны быть читаемыми;
- Юридические лица должны указываться полностью без сокращений и с указанием своих мест нахождения;
- Физические лица должны указывать полные фамилии, имена и, при наличии, отчества, а также адреса своих мест жительства.
Некоторые документы, такие как межевой план, технический план, акт обследования и карта-план территории, должны быть предоставлены в орган регистрации прав в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Когда и для чего нужно вносить недвижимость в кадастровый учет
Вносить недвижимость в государственный кадастр необходимо в нескольких случаях. В первую очередь, это требуется при создании или дополнительном строительстве объектов недвижимости, а также при внесении существенных изменений в уже существующую недвижимость.
Зачем важно записывать недвижимость в кадастр?
- Полная власть над собственностью: Включение недвижимости в кадастровый реестр дает владельцу полное право распоряжаться своим имуществом. Владелец может без проблем дарить, завещать, продавать или сдавать в аренду свою недвижимость. Государство, выступая в качестве свидетеля, устанавливает права собственности.
- Передача прав наследования: Наличие недвижимости в кадастровом учете упрощает процесс наследования. После смерти владельца недвижимости его наследники смогут легче и с меньшими юридическими проблемами осуществить права на получение наследства.
- Защита прав собственности: Кадастровый учет позволяет официально устанавливать права собственности на недвижимость. Это помогает защитить права владельца и предотвратить возможные споры и конфликты в будущем.
- Определение налоговых обязательств: Информация, содержащаяся в государственном кадастре, является основополагающей для определения налоговых обязательств, связанных с недвижимостью. Владельцы недвижимости могут использовать данные из кадастра для продолжения своей деятельности и правильного расчета налоговых платежей.
- Обеспечение прозрачности рынка: Публичный кадастровый учет способствует поддержанию прозрачности на рынке недвижимости. Он предоставляет доступ к информации о владельцах, площади, границах и состоянии объектов недвижимости.
Таким образом, включение недвижимости в государственный кадастр является важным шагом для владельцев, обеспечивая полное право собственности, защиту прав и упрощение процедуры наследования. Это также способствует прозрачности на рынке недвижимости и способствует правильной налоговой политике.
Как удалить недвижимость из кадастрового учета
В случае прекращения физического существования объекта, его необходимо снять с кадастрового учета. Такая необходимость может возникнуть, если здание стареет, разрушается, сгорает и так далее. При возведении нового строения на том же участке, его необходимо вновь зарегистрировать.
Для этого необходимо предоставить следующие документы:
- Заявление о снятии объекта недвижимости с учета;
- Правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который будет снят с кадастрового учета;
- Акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.
Заявление о снятии объекта недвижимости с учета может быть подано собственником земельного участка, где находился объект. В свою очередь, акт обследования составляется кадастровым инженером на основе осмотра места, где находился объект.
Как зарегистрировать объект на кадастровый учет
Чтобы зарегистрировать свои права на объект, необходимо его поставить на кадастровый учет. В основном такую процедуру проводят для помещений, зданий или земельных участков. Необходимость регистрации возникает в случаях, когда объект является новым, например, только что построенным зданием, и вы являетесь его первым владельцем. Также регистрация требуется в случае серьезных изменений на объекте, которые повлияли на его стоимость, например, перепланировки или увеличения площади. В остальных ситуациях объект уже должен быть зарегистрирован в кадастре, и достаточно только внести изменение в реестр. Регистрация прав и кадастровый учет позволяют полноценно использовать объект: продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству и т.д.
Для постановки объекта на учет необходимо выполнить следующие действия:
- Собрать необходимый пакет документов, установленный Росреестром.
- Заполните соответствующую форму, которая подходит для вашей ситуации. Обычно эти формы можно найти на сайте соответствующего реестра.
- Подайте документы в ближайший МФЦ.
- В течение 12 дней Росреестр оформит постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности. Однако, вам могут отказать в процессе, если вы предоставите не все необходимые документы.
Информация о недвижимости доступна в Росреестре. Это значит, что любой человек, а не только владелец, может заказать выписку из ЕГРН о характеристиках объекта, оплатив госпошлину.
С 2017 года кадастровые паспорта больше не выдают.
До 1 января 2017 года собственники получали кадастровые паспорта для своей недвижимости. Это была выписка из государственного кадастра недвижимости, или ГКН, необходимая для регистрации права на недвижимое имущество.
С 2017 года заменяют кадастровый паспорт на выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Ее можно получить онлайн на Госуслугах. Это бесплатно.
Для чего нужен ЕГРН
ЕГРН играет важную роль в обеспечении прозрачности и эффективности государственного учета и регулирования недвижимости. Ниже перечислены основные моменты, почему ЕГРН необходим: