Статья 93 фз 44 регулирует вопросы организации и порядка проведения закупок. Этот федеральный закон вступил в силу в 2013 году и уже был подвергнут нескольким изменениям. Последние изменения в статье 93 внесены в 2021 году и касаются процедур закупок товаров, работ, услуг и результата интеллектуальной деятельности.
Статья 93 фз 44 определяет обязательные требования к закупочной документации, основные этапы проведения закупочных процедур и порядок оценки и выбора поставщиков. Текст статьи предоставляет подробные правила и регламенты, необходимые для обеспечения прозрачности, эффективности и конкурентности при проведении государственных закупок.
Как заключить прямой контракт в «Березке»
Заказчики могут закупать товары у единственного поставщика с помощью различных площадок, включая «Березку», электронные торговые площадки ЭТП-торговля и прочие. Также они могут использовать портал поставщиков и региональные электронные магазины.
В частности, «Березка» позволяет заключать договоры, которые входят в рамки пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44. Это прямые договоры на сумму до 600 тысяч рублей. Также ресурс позволяет проводить закупки лекарств по решению врачебной комиссии пункта 28 части 1 статьи 93 ФЗ 44 на сумму до 1,5 миллиона рублей.
Прямые закупки до 5 млн рублей
Согласно части 12 статьи 93 ФЗ 44, прямые закупки на сумму до 5 миллионов рублей не проводятся на электронных площадках, ЭТП не используются. Однако федеральные власти и казенные учреждения, а также подведомственные организации все равно могут закупаться на площадке «Березка». Силовиков освободили от работы на агрегаторе, они могут продолжать закупки по прежним правилам.
Выбор площадки закупок
Кроме «Березки», заказчики могут выбрать другие сервисы для закупок в случае отсутствия прямого указания о применении ЭТП.
- Федеральные власти и казенные учреждения используют «Березку» при закупках на сумму до 5 миллионов рублей;
- Регионы имеют право выбрать другой сервис для своих закупок, если прямые указания о применении ЭТП не предусмотрены.
Прямые контракты по ВЭД в отличие от 44-ФЗ
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предполагает особенности в процедурах закупок, особенно в контексте прямых контрактов. Один из ключевых аспектов отличия заключения контрактов ВЭД от контрактов по 44-ФЗ заключается в том, что прямые контракты по ВЭД заключаются между отечественным импортером и организацией-изготовителем товара.
Таможенное оформление грузов
Одной из важных особенностей прямых контрактов по ВЭД является необходимость уделять внимание таможенному оформлению грузов. При заключении контрактов по 44-ФЗ таможенные процедуры могут применяться только в отдельных случаях, связанных, например, с импортом товаров под залог. В то же время, при прямых контрактах по ВЭД таможенное оформление грузов является обязательным этапом, который требует особого внимания от сторон.
Допуск к подписанию прямого договора
Для заключения контрактов ВЭД не требуется свидетельство для допуска к подписанию прямого договора для сторон. В отличие от этого, в рамках 44-ФЗ могут существовать определенные требования и процедуры, которые необходимо выполнить для допуска к подписанию контракта.
Таможенное регулирование
Одним из основных отличий прямых контрактов по ВЭД от контрактов по 44-ФЗ является регулирование таких договоров таможенными нормами, а не контрактными. Таможенные органы играют ключевую роль в контроле и соблюдении всех необходимых таможенных процедур при заключении и исполнении прямых контрактов ВЭД.
Сравнение работы по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Кроме отличий прямых контрактов по ВЭД от контрактов по 44-ФЗ, также хочу отметить различия между работой по 44-ФЗ и 223-ФЗ. 44-ФЗ применяется при осуществлении закупок товаров, работ, услуг от имени и за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, различных государственных органов. 223-ФЗ, в свою очередь, регулирует отношения, связанные с закупками товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Что такое прямой контракт по 44-ФЗ?
Прямой контракт позволяет осуществлять покупку небольших объемов напрямую у поставщика или через электронную площадку. Однако необходимо учитывать годовой лимит: если он превышен, заключить прямой договор нельзя. Такие прямые контракты в госзакупках регламентирует статья 93 ФЗ № 44, и эта норма обязательна для всех заказчиков.
Ограничения по сумме при заключении прямого контракта
Статья 93 закрепляет, до какой суммы можно заключать договор без торгов по 44-ФЗ:
- 600 000 рублей — по пункту 4.5 части 1;
- 5 000 000 рублей — по части 12.
Важно отметить, что до 31.12.2024 года региональные власти имеют право устанавливать дополнительные условия для сделок у единственного поставщика согласно постановлению Правительства № 339 от 10.03.2022.
Процесс заключения прямого контракта
Общую сумму договора указывают в плане-графике и ведут реестр прямых контрактов для удобства. Это позволяет иметь информацию для финансового годового отчета под рукой.
Заказы малого объема
Заказы малого объема, до 5 миллионов рублей, проводятся по части 12 статьи 93 ФЗ № 44. При этом необходимо соблюдать условия:
- Заказ размещается на электронной торговой площадке;
- Ограничен годовой объем госзакупок.
Для различных сумм есть разные ограничения:
- 2 миллиона рублей или 10% от годовой суммы, но не более 50 миллионов рублей;
- 50 миллионов рублей или 50% от годовой суммы, но не более 30 миллионов рублей;
- 100 миллионов рублей для госзакупок «с полки» — по части 12 статьи 93 ФЗ № 44.
Важно отметить, что с 01.01.2024 года заказчик видит предварительные предложения поставщиков по КТРУ на электронной торговой площадке при подготовке извещения. Сделка может состояться даже при наличии одной заявки, ранее требовалось минимум две.
Порядок заключения прямого контракта
В соответствии с последними изменениями 44-ФЗ, порядок заключения прямого контракта определяется следующим образом:
- Заказчики проводят закупки до 600 тысяч рублей в бюджетных учреждениях и до 2 миллионов рублей или 10% от СГОЗ в иных организациях при годовом объеме закупок не более 50 миллионов рублей. При этом, годовой лимит не применяется к закупкам для обеспечения потребностей сельских поселений.
- Для заключения контракта по пункту 5 статьи 93 44-ФЗ отвечает учреждения культуры, такие как заповедники, музеи, клубы, цирки, парки и прочие. При этом, каждый прямой контракт не должен превышать 600 000 рублей, а годовой лимит составляет 5 миллионов рублей или 50% от СГОЗ, но не более 30 миллионов рублей.
- Сделки по части 12 статьи 93 заключаются на торговых площадках. Для этого готовятся извещение, проект контракта и обоснование цены, которые направляются оператору ЭТП. Важно отметить, что электронные процедуры, которые проводятся по этому основанию, не учитываются в годовом объеме закупок, которые заказчик вправе совершить по пункту 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Также, важно учитывать ответственность сторон при заключении прямого контракта:
- Заказчику грозит штраф до 30 000 рублей, если он превысит установленный годовой лимит.
- Чтобы избежать получения штрафа, заказчик должен фиксировать суммы закупок по контрактам малого объема.
- В случае закупки у единственного поставщика по пунктам 4 или 5 части 1 статьи 93, закупки подлежат возврату, даже при использовании информационных систем.
- Федеральная антимонопольная служба не может привлечь заказчика или поставщика к ответственности за закупки у единственного поставщика, так как такие закупки не подпадают под компетенцию антимонопольного органа.
Примером заключения прямого контракта может служить закупка ламината на платформе «Березка». В случае, если заказчик обнаружит предложение с более выгодной ценой, госконтракт заключается в обычном порядке, а данные о закупке вносятся в реестр на ЕАТ для контроля годового лимита.