Единий реестр населения – система, предназначенная для эффективной регистрации и учета граждан России, которая играет ключевую роль в поддержании информации о жителях страны. Изучите основные функции и преимущества Единого реестра населения, а также узнайте, как он помогает государству обеспечивать социальную защиту и предоставление высококачественных государственных услуг.
Система учета и регистрации граждан РФ — это Единый реестр населения, организованный на основе централизации и стандартизации информации. Созданный с целью улучшения взаимодействия с государственными органами и организациями, данный реестр позволяет быстро получить информацию о гражданах, их месте жительства, семейном положении и других сопутствующих данных.
Введенная в электронной форме с 2015 года, система реестра развивается и играет важную роль во взаимодействии граждан с государством. Она упрощает процессы регистрации, учета и получения государственных услуг.
Статья 1. Сфера действия данного федерального закона
Настоящий Федеральный закон закрепляет основы правовой базы для формирования, подготовки, создания, объединения, обработки, сбора, внесения, хранения, ведения и использования базы Единого реестра населения Российской Федерации, а также определяет порядок осуществления учета и регистрации информации о гражданах Российской Федерации, а также правовое регулирование в сфере обработки, хранения и использования информации о населении.
Действие этого закона распространяется на всех граждан Российской Федерации, независимо от их места жительства — будь то РФ или другие страны, постоянное или временное пребывание. Применение данного Федерального закона также распространяется на прикладнымнадфункциональным органам организаций, занимающихся предоставлением, управлением и сохранением сведений о населении, необходимых для формирования и ведения учета в Регистре населения.
Статья 2. Единый государственный реестр сведений о населении
Федеральный реестр населения в Российской Федерации — это единая база данных, которая включает информацию о гражданах России, включая их личные данные, адреса проживания, гражданство, семейное положение и другую необходимую информацию для учета и регистрации населения.
Федеральный реестр присваивает уникальные идентификационные номера каждому гражданину Российской Федерации, обеспечивая уникальность предоставляемой информации.
Запись 3. Принципы функционирования и ведение регистра населения
Федеральный реестр населения функционирует на основе следующих принципов:
- Централизованное ведение и хранение информации о населении;
- Установление единой системы учета и регистрации граждан России;
- Автоматизированная обработка и хранение данных;
Конфиденциальность и защита персональных данных граждан — важные аспекты. Информация в регистре населения является доступной и достоверной.
Цели создания и ведения регистра населения
Основная цель Федерального регистра населения заключается в эффективном и удобном учете и регистрации граждан России. Этот регистр помогает государству более точно анализировать демографическую ситуацию, планировать социальные программы и предоставлять нужные гражданам услуги.
Правовое регулирование учета данных о населении
Вопросы, связанные с учетом и регистрацией граждан Российской Федерации, а также с формированием и поддержкой Федерального реестра населения, имеют регулирование в соответствии с данным Федеральным законом. Дополнительные положения и правила устанавливаются другими нормативными документами Российской Федерации.
Статья 6. Физические лица, данные о которых включаются в реестр населения
В Федеральный реестр населения включаются сведения о физических лицах, признанных гражданами Российской Федерации. Это включает граждан, проживающих на территории Российской Федерации, а также граждан, проживающих за ее пределами.
Статья 7. Сведения, включаемые в реестр населения
Сведения, включаемые в Федеральный реестр населения, включают:
- Имя, фамилия и отчество граждан;
- Дата и место рождения
- Гражданство и семейное положение Место жительства и адрес регистрации
- Прочие необходимые сведения для учета и регистрации жителей
Статья 8. Создание и поддержание базы данных о населении
Регистрация и хранение информации о гражданах осуществляются при помощи автоматизированных информационных систем. Организации, предоставляющие данные, ответственны за актуальность и достоверность информации в базе.
Статья 9. Информационное обеспечение создания и поддержания базы данных о населении
Для обработки и хранения информации о населении устанавливаются системы информационного обмена между органами и организациями, а также определяются правила и требования.
Органы и организации, предоставляющие и направляющие данные для создания и поддержки базы данных о населении
<р>Органы гражданского состояния, миграционные службы, военные комиссариаты и прочие уполномоченные организации направляют необходимые данные для создания и поддержки Федерального регистра населения.р>
Получение информации из Регистра населения
<р>Доступ к сведениям, содержащимся в Федеральном регистре населения, возможен в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляется по запросу органов, организаций и граждан в случаях, предусмотренных законодательством.р><р> Федеральный информационный регистр населенияр>
В соответствии с Федеральным законом №168-ФЗ, постепенно запускается Федеральный информационный регистр населения. Некоторые из его положений начнут действовать только с 2024 и 2025 года, а до 31 декабря 2025 года будет действовать переходной период. Важно отметить, что до 2024 года нельзя будет требовать использования регистра в качестве единственного и официального источника информации.
В реестре населения содержится информация о всех гражданах России и иностранцах, постоянно проживающих на ее территории. С 1 января 2022 года в регистре будет содержаться следующая информация:
- ФИО;
- дата и место рождения;
- гражданство;
- пол;
- паспортные данные;
- СНИЛС;
- ИНН;
- семейное положение;
- данные об образовании;
- информация о праве постоянного проживания в другой стране.
В реестре будут храниться сведения о лицах, зарегистрированных в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования.
Также в реестре будет содержаться информация о включении граждан в воинский учет и их регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Важно отметить, что реестр не будет собирать новые данные о гражданах, так как все эти сведения уже известны государству. Его цель — объединить уже существующую информацию, разрозненную по разным базам данных.
Федеральная налоговая служба (ФНС) будет отвечать за ведение реестра, используя имеющуюся информацию. Данные о гражданах необходимо будет предоставить также МВД, Минобрнауки, Минобороны и государственные внебюджетные фонды. ФНС также гарантирует конфиденциальность и безопасность всех сведений.
У каждого гражданина будет свой уникальный номер, который будет присвоен при внесении его данных в реестр. Даже после смерти этого человека невозможно будет изменить или использовать этот номер повторно.
Введение единого информационного регистра населения является удобным и быстрым способом для оформления документов. Однако идея создания реестра вызывает разные мнения: некоторые одобряют его, считая, что это упростит взаимодействие с государственными органами, в то время как другие видят его как избыточную меру.
Регистр не будет содержать информацию о налогах и доходах, состоянии здоровья, биометрии, QR-кодах, этническом или расовом происхождении, принадлежности к профсоюзным организациям, религиозных и политических убеждениях.
Введение регистра населения может решить проблему фрагментированных баз данных и дать возможность правительству оперативно и эффективно обрабатывать информацию о населении. Кроме того, это может заменить перепись населения, став более удобным инструментом для прогнозирования развития страны.
Информация, полученная из такого регистра, будет использоваться для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также для предоставления государственной помощи. Например, из личных данных граждан будет видно, кто имеет право на различные виды поддержки, выплаты и пособия. Это позволит ускорить процесс предоставления государственных услуг и упростит процедуру обновления данных при замене паспорта, поскольку новую информацию можно будет автоматически обновить.
Важно отметить, что информация, содержащаяся в реестре, будет храниться в специальном центре обработки данных, который прошел проверку на безопасность. Кроме того, ФНС никогда не сталкивалась с нарушением конфиденциальности, что свидетельствует о высоком уровне защиты данных.
Существуют опасения относительно возможности утечки данных из реестра населения, особенно если доступ к нему будет получен незаконно. Однако, на данный момент считается, что центр обработки данных будет надежно защищен от внутренних нарушений.
Порядок вступления в силу Федерального закона
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. номер 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем данные о жителях Российской Федерации» был принят Государственной Думой 21 мая 2020 года и утвержден Советом Федерации 2 июня 2020 года. Президент Российской Федерации подписал закон 8 июня 2020 года.
В соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, он начинает действовать с момента публикации. За исключением положений, для которых устанавливаются индивидуальные сроки.
Сведения, которые будут включены в реестр
Согласно новому федеральному закону, в новом информационном ресурсе предусматривается включение следующих сведений о физических лицах:
- ФИО, дата и место рождения и смерти, гражданство и семейное положение;
- реквизиты паспорта и документов об образовании, квалификации, ученой степени и ученом звании;
- информация о постановке на налоговый и воинский учет, в службе занятости, о регистрации в системах обязательного страхования;
- учетная запись на Едином портале госуслуг.
Для обновления данных в регистре будет применяться инструмент СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия), что обеспечит моментальное и достоверное обновление информации.
Почему создан регистр и какие преимущества он предлагает
Уникальный федеральный реестр населения Российской Федерации был создан для получения полной и достоверной информации о физических лицах. Это содействует повышению оперативности и качества принимаемых решений в сфере государственного управления.
Вступление изменений в закон в силу
Изменения в Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном реестре, содержащем информацию о населении Российской Федерации», были внесены 14 июля 2022 года и 28 декабря 2022 года, и вступят в силу с 1 января 2024 года и 1 января 2026 года соответственно.
История рассмотрения и принятия Федерального закона включает в себя следующие изменяющие его документы:
- Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. № 569-ФЗ;
- Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 357-ФЗ.
Данные, полученные с «Официального интернет-портала правовой информации» www.pravo.gov.ru свидетельствуют о том, что Федеральный закон был издан 8 июня 2020 года. После этого его содержимое было размещено в издании «Российская газета» от 11 июня 2020 года и опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июня 2020 года.
Статья 12. Несоблюдение данного Федерального закона
Лица, которые занимаются регистрацией и учетом граждан, а также сами граждане, нарушающие требования этого закона, должны нести ответственность за нарушение.
За предоставление ложных данных, кражу, уничтожение, подделку, скрытие или искажение информации о населении, лица, занимающиеся регистрацией и учетом граждан, несут ответственность. Они также могут быть привлечены к ответственности в случае несанкционированного доступа к Единому реестру населения или незаконного использования его данных.
Граждане, нарушающие требования данного закона, также подлежат привлечению к ответственности. Это может включать предоставление заведомо ложных данных при получении документов, нарушение законов о использовании данных Единого реестра населения и содействие или участие в незаконных действиях, связанных с информацией, занесенной в реестр.